От автора: Мы живем и постоянно находимся в разных уровнях освоенности жизненного пространства. От полного «нуля» (вообще первый раз в жизни в такой ситуации) до «крутого знатока» всех потаенных уголоков и ходов всех участников события.
И что означает стать Учеником с большой буквы?
Идем, например, к врачу с непонятной проблемой, ожидая от него помощи (неопределенность беспомощности). Или же, наоборот, уже многократно побывав у него, точно знаем, что от него в этот раз нужно (рецепт, больничный).
Состояние тревожной неопределенности, состояние маячащей надежды на благополучное разрешение проблемы, состояние «знатока» врачебного закулисья. Все это знакомо, не так ли?
Что объединяет эти ситуации и состояния?
Как странно бы это не звучало, но любые события, происходящие с нами, порождают состояние ученика, который пытается учиться жить, когда плохо или хочется жить еще лучше.
Мы развиваемся непрерывно, вернее постоянно изменяющийся мир заставляет нас развиваться и приспосабливаться к его изменениям, то есть обучаться новому способу существования даже и в каких-то мелочах.
Что всегда есть у человека как основа?
Его знания, убеждения, навыки из прошлого, то есть его картина мира.
Которую он обновляет с какой-то периодичностью.
Но в какую-то секунду мир может измениться, а человек может этого и не заметить.
По большому счету — мы непрерывные ученики всего нашего необъятного и иногда непредсказуемого мира, периодически «наступающие на те же грабли».
И чем внимательнее мы относимся к предъявляемым миром урокам, тем более прилежными и успешными учениками мы будем.
Но часто состояние ученика воспринимают только в контексте человеческого общения-обучения, причем массового, и здесь добавляются свои «нюансы и засады»)))
Первый аспект — это наличие учителя («ну кто-то же должен учить?!»), который тоже имеет СВОЮ картину мира, которая не обязательно будет «свежей» и адекватной ))), что накладывает свои искажения в процесс «обучения».
Следующий аспект искажений — а хочет ли ученик учиться по-полной? Или насколько он готов выкладываться? То есть вступает в игру еще его мотивация. (внутренняя, внешняя, достижения, избегания?)
Далее, сможет ли ученик пройти «назначенное» обучение (в массе своей это усредненные и часто далекие от жизни программы) и именно с этим преподавателем?
Следующая неожиданность может поджидать на стадии оценки критериев достижения результата («кто что хотел в итоге получить из всех заинтересованных сторон события?»), красивой картинки может и не получиться — результат часто не дотягивает до 100% (поэтому и оценки в баллах).
Ну и последний штрих: ради чего затевался весь этот процесс обучения, не сам же он по себе был важен, а скорее какое-то использование его результатов (то есть адкватно ли изменениям мира было обучение или, например, уже успело устареть — «жизнь-то продолжается»).
Теперь из краткого рассмотрения процесса обычного обучения и некоторых уже выявленных его свойств можно сделать выводы.
Вернемся к фразе в авторском вступлении «Что означает стать Учеником с большой буквы?»
Что это за состояние?
Первое, что должен иметь ученик — твердая, средняя, но не эйфорическая мотивация (см. закон Йеркса—Додсона) на предстоящий процесс обучения.
Пока ее внутри нет, то и энергия на дальнейшее обучение извне не добавится.
Второе — ученик должен быть в состоянии понимать, что его картина мира может не соответствовать или иногда даже и мешать процессу обучения (помните незабвенное «забудьте, чему вас учили в институте, и ...» )))) ).
Такая установка очень сильно облегчит дальнейшую эффективность обучения.
Иными словами, простое озвучивание своего желания учиться дает ученику всего лишь только возможность понять и осознать свой первичный запрос, что «мне нужно именно сюда». Он должен дорасти до состояния Ученика, вернее «упасть» до этого состояния – самое лучшее понять и на время обучения принять, что в этой области он НЕ знаток, а пока «ноль».
Вот такое состояние ученика обуславливает самые лучшие стартовые возможности.
И вот когда Ученик готов — появляется Учитель или... учитель.
Но это тема уже следующей статьи...
А пока для закрепления вспомните, как вы начинали чему-то учиться )))
Как ученик или Ученик?