Цитата СВЕРХУ

«

Первый шаг к праноедению:
— Изя, ответь на вопрос: «Что лишнее в ряду слов: морковка, картошка, лук и лексус?».
— Конечно, морковка, картошка и лук!

Обучение или жизнь?

От автора: Иногда слышал в общении вопрос «если учиться все время, жить-то когда?»
В пентадной логике, как одном из описаний жизни, нет абсолютных и безотносительных терминов.
За каждым понятием стоит явление как процесс развития во всех его этапах. 
То есть нет просто понятия «ученик». Нужно всегда рассматривать его в контексте более общих процессов и на разных этапах развития. 
Иначе мы всегда параллельно рассмотрению получим большой кусок умолчания, частями которого читатель сможет и будет вправе для достижения определенности СВОЕЙ картины мира дополнять рассмотрение автора.
Но это уже будет статья читателя, а не автора )))
И мысли ниже посвящаются концепции общего процесса обучения.

В предыдущей статье «Упасть до состояния Ученика» я обещал рассмотреть тему учителя, но перед этим необходимо погрузиться в общий контекст самого процесса обучения, где может проявляться и ученик, и учитель.

Так как не все так однозначно, как мы привыкли думать по этой якобы для всех ясной теме. Думаю, именно такое представление для кого-то будет неожиданным, как несоответствующим привычной картине мира.

Я конечно, не надеюсь, что это видение каким-то образом поможет выбраться из методологической ямы сферы обучения, в которой сейчас застряла Россия с ЕГЭ, с введением обучения бакалавров по западной схеме (которую в последние дни «в верхах» уже начали активно признавать ошибочной), но обозначить свой методологический подход с помощью пентадной логики я все-таки смогу.

Итак, коротко в той статье было так:

постоянно изменяющийся мир заставляет нас развиваться и приспосабливаться к его изменениям, то есть обучаться новому способу существования даже и в каких-то мелочах.

Это было сказано с общей позиции какого-то неопределенного движущего начала, которое мы и примем за отправной элемент рассмотрения всего процесса обучения в пентадной логике, а весь процесс обучения назовем как целостный процесс (ЦП).

Сразу даю схему, с которой и начнем разбираться, схему ЦП (так как это процесс развития со всеми вытекающими законами и свойствами):

Итак, самый ПЕРВЫЙ элемент ЦП, из которого все как бы и начинается должен быть довольно неопределенным и в то же время быть основой зарождения следующего элемента.

И это можем назвать обычными «Изменениями жизни», которые непрерывно происходят и тем более сейчас становятся все более стремительными и всеохватными, разносторонними.

Эти изменения жизни и раздают нам «пинки», и в то же время предоставляют возможности адаптации и какой-то реализации себя в этом мире, мотивируют (в начале мотивации достижений, а потом и мотивации избегания, но это уже тема отдельной статьи).

Попробуйте сейчас вспомнить какие-то последние события своей жизни, где она Вам преподносила сюрприз в виде какой-то вдруг возможности или «на ровном месте проблемы». 
Какие для Вас мотивации привычны: избегания или достижения?

И если мы правильно понимаем эти сигналы изменения жизни, то попадаем часто подсознательно во ВТОРОЙ элемент ЦП — «Позиция ученика», главное которого осознать, что в этой сфере ты еще почти ничего не знаешь, и принять решение учиться, лучше даже с «нуля».

Это зона ответственности самого ученика. 
Без этого никто насильно, «таща за шиворот», эффективно обучить не сможет.
Что это и как, я уже коротко описал в предыущей статье «Упасть до состояния Ученика».

Попробуйте сейчас вспомнить, какие решения что-то в своей жизни изменить, чему-то научиться Вы давали недавно. 
Начали ли вы это реализовывать или пока висит в планах?

Пойдем далее...

Как вы помните, та статья заканчивалась уже расхожими словами «...когда Ученик готов, появляется Учитель...»

Но это очень упрощенный взгляд на наш рассматриваемый здесь ЦП.
Учитель как таковой здесь всего лишь маленькая составляющая ТРЕТЬЕГО элемента ЦП, который является самим «Реальным обучением», протекающим во времени и пространстве многочисленных процессов.

Оба предудыщих элемента ЦП могли пройти даже непроявленно в мире, а только в виде внутренних чувств, ощущений, мотиваций, решений.
Учитель в третьем элементе ЦП только начинает появляться в виде минимальной поддержки мотивации ученика учиться в часто сложных и новых для него реальных условиях.

Но часто это принимают за самые главные функции учителя во всем этом целостном процессе. 
Этим самым идет обесценивание и непонимание реальной роли учителя в жизни.

Как бы не казался сейчас этот третий элемент ЦП сложным и гораздо более длительным по времени реализации, чем другие, но все же он не важнее других в свете рассмотрения самого ЦП.

Зацикливание и остановка внимания именно на этом элементе часто и не дает нормально завершиться всему процессу обучения в текущем цикле.

Попробуйте сейчас вспомнить свое последнее обучение, его нужность для Вас. 
Какие изменения жизни «заставили» это делать? 
Какая мотивация была в начале, в конце? 
Что проявилось для Вас важного в самом процессе обучения?

Правильно настроенный и самый длительно проживаемый третий элемент ЦП «реальное обучение» должен заканчиваться следующим ЧЕТВЕРТЫМ — «Освоением мастерства».

И человек должен уметь показать реальные результаты, а не «на бумажке».
Для чего собственно и тратится иногда несколько лет жизни.
Как это и кем предполагается все-таки объективно оценивать?

Что у нас сейчас говорят об ЕГЭ, как критерии оценки качества обучения?
Как часто еще выпускники вузов слышат: «забудьте, чему вас учили в институте» и далее по тексту?!
А несколько лет назад в соцсетях ходило даже напоминание будущим врачам: «Учитесь лучше, вы же нас будете через несколько лет лечить», что предполагало, что Мастеров из новых студентов что-то явно уже не получается.
Мне в этом смысле очень нравится фраза Жванецкого «может что-то в консерватории подправить?»

Видимо, только некоторые отдельные обучающие курсы являются свого рода фабрикой Мастеров, а общее массовое обучение пока ох как далеко здесь от идеала.

Ну и ответственность за четвертый элемент сейчас с учителей снята, вернее так заформализована, что и концов не найдешь.

Их оставили функционировать на третьем элементе — «Реальном обучении» просто как работников, понизив тем самым и ценность этого сектора жизни общества, и ценность профессии учителя как таковой.
И в итоге в обучающем процессе Мастеров мало кто делает.

Попробуйте сейчас, «с высоты прожитых лет» после окончания обучения оценить результативность своего обучения: насколько этому соответствовало затраченное время и ресурсы?

Ну и наконец последний, ПЯТЫЙ элемент — «Становление Учителя»

Что же это за элемент такой, может это уже лишнее в жизни?

Появление Мастеров своего дела означает только исполнение этой функции в обществе.
А функция возобновления человеческого общества предполагает передачу накопленного опыта во всех областях знания.

Не каждый Мастер сможет, а тем более и захочет стать Учителем. До этого нужно тоже ДОРАСТИ. С уровня Мастера. До Учителя. И это не для всех оказывается простым делом. Учителей всегда было и будет гораздо меньше, чем Мастеров. 
Тем более ценным и востребованным ресурсом общества они должны быть.

Попробуйте сейчас в своих умениях найти то, что соответствует уровню Мастера. 
Если Вы еще не учите этому, попробуйте ощутить, хотите ли Вы передавать ЭТО Мастерство дальше. 
А если Вы уже Учитель, попробуйте себя сопоставить с темой рассмотрения и определить, наколько Вы соответствуете этому статусу?
Учитель — это не обязательно формально обучающий, это может быть и обычная жизненная позиция, с которой Вы и передаете свои знания дальше.

И реально без этого завершающего и наполненного энергией внимания общества элемента «Становление Учителя» во всем рассматриваемом целостном процессе не будет нормального развития самого общества, что мы сейчас и имеем в жизни.

Мы уже часто обламываемся даже на третьем элементе — «Реальном обучении», не говоря уже о том, чтобы получать качественный результат в виде мастеров своего дела.

Этот пятый элемент сейчас в любом случае есть как этап естественного процесса, но он НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ Учителям во всем целостном процессе образования, а отдан на откуп чиновникам всех уровней, которые и решают КАК, ДЛЯ ЧЕГО и РАДИ ЧЕГО нужно учить.

Лучшие и самые ценные Мастера обучения — это уже именно Учителя — редко попадают в управление этим процессом на уровне страны.

Чтобы понять более глубокий смысл и ценность последнего пятого элемента для нормального развития общества, необходимо коротко пройтись по нашему циклу целостного процесса обучения в более-менее идеальном варианте.

Итак, первый элемент «Изменения в жизни» предлагают и/или заставляют развиваться и учиться, т. е. появляется мотивация на изменения.

Под воздействием этого человек во втором элементе становится «Учеником», ищет и оценивает возможные пути обучения и по готовности попадает в «Реальное обучение», где впервые сталкивается с каким-то учителем и его особенностями передачи опыта в обучаемой сфере жизни (о чем я уже немного упоминал в предыдущей статье).

Процесс обучения укладывается в какие-то реальные сроки и заканчивается такими результатами, что можно сказать — да, «Мастер» уже начинает проявляться!

И при хорошем наполнении этого состояния, наличии способности обучать и собственном желании он сможет стать «Учителем». 
Но для чего именно такой?

Вот такой-то вот «Учитель» нужен как элемент, который по бесконечно действующему целостному циклу развития сможет и будет воздействовать на следующий элемент «Изменения в жизни».

Иначе целостный и непрерывный процесс обучения (или другими словами передача жизненного опыта проживания от поколения к поколению) просто искажается, ломается, прерывается.
Что мы часто и видим в истории как «потерянные поколения», проблемы «отцов и детей» и т.п.

Вот какой вот вывод получается из рассмотрения целостного процесса обучения как обязательного условия нормального развития общества:
УЧИТЕЛЯ как самые освоившие свою сферу деятельности должны способствовать и воздействовать более всех на ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ, а не какие-то другие из имеющихся сейчас общественных институтов. 

Раньше в обществе это было что-то типа Совета старейшин, а теперь у нас демократия )))
Где наши Учителя?

Ну и по заголовку «Обучение или жизнь?» напоследок несколько слов...

В любом случае наш бесконечно разнообразный мир, тем более с усилением мировой неопределенности будущего, т. е. «Жизненных изменений», а еще и играющиеся в нем в свои игры рядом живущие люди, всегда будут преподносить сюрпризы.

И быть готовым к этому, становиться Учеником, отрабатывать с помощью обучения новые возможности и достигать новых умений и вершин Мастерства, а затем научиться передавать это и далее — это непрерывный процесс самой жизни.

Так что ОБУЧЕНИЕ = ЖИЗНЬ !

Успехов Вам в становлении Мастерами, а еще лучше и Учителями!
И психологи в этом должны быть в первых рядах!

поделиться в соцсетях

не все так просто, как кажется...

для ПРАВИЛЬНОГО расслабления... :)

демотиваторы

demo_16.jpg

Цитата СНИЗУ

Не говорите о том, что у вас нет времени.
Времени у вас ровно столько же,
сколько его было у Микеланджело,
Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона,
Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.
                                        ( Джексон Брау )