Иногда мы не знаем, как аукнется наше проявление в мире, но мы захотели, решились, сделали и теперь пожинаем плоды... Что же это?
Как говорится, как корабль назовешь...
А туманность и неопределенность иногда даже и лучше, чем точное знание цели, тем более для большого плавания.
Вспомните, чем «предприятие» Колумба с целью найти более легкий и быстрый путь в Индию закончилось впоследствии для американских индейцев.
Итак, что такое «два» и что такое «пять» и почему одно может быть лучше другого.
Что
Когда мы пытаемся что-то рассмотреть, понять (давайте возьмем, например, «Что такое любовь к другому?»), то часто еще попутно находим какое-то или противопоставление(например, ненависть), или как бы обратную сторону «медали» (например, долг). И в этих соотношениях с какой-то нужной автору стороны вырисовывается картина самого явления (любовь).
Правда, иногда рассмотрение не доходит даже до использования и такого варианта. Просто навал всего подряд (например, любовь — это радость, счастье, возвышенное состояние и проч.), но это будут уже детали или свойства анализируемого. А ведь оно не само по себе проявляется, а в мире, причем часто с очень многими и мощными и не всегда известными связями с чем-то другим.
Итак, два представляется уже как бы лучше, чем просто одно.
Два или Дуальность
Плохое — хорошее.
Верх — низ.
Мужчина — женщина.
Инь — Ян.
Любовь — ненависть.
Кто-то скажет — нормально, так можно и нужно начинать анализ, когда что-то хочешь выяснить более глубже, чем сам термин и буквы его составляющие.
Но такой подход это статичное, чаще вне контекста всего лишь бинарное рассмотрение, использование диалектики. В этом плане из такого рассмотрения по диалектическим принципам иногда даже рождается и что-то третье. Но не более. Очень многого не хватает в таком подходе.
Пять элементов — китайский цикл 5 стихий у-син
В Древнем Китае уже пользовались еще одним вариантом рассмотрения и описания проявления действительности.
Надеюсь, что Вы, читатель, знакомы с этой схемой хоть в какой-то мере.
Если это не так, то в интернете Вы сможете найти огромное количество материалов по этой теме.
Элементов больше, уже ближе к жизни, к развитию, к взаимодействию.
Итак что добавилось по сравнению с дуальным подходом?
- количество элементов — минимум 5;
- связь элементов, т. е. определенная их последовательность;
- устойчивость существования этой системы в силу наличия созидающих и ослабляющих связей.
К этой схеме мы еще придем, а пока...
Как происходит что-то в этом мире?
Или что я взял за основу рассмотрения любого явления
Что имеем?
Есть неисчезающий (по крайней мере, пока) мир, вселенная, которая состоит из каких-то более-менее стабильных во времени и пространстве различающихся между собой частей. И это все еще постоянно изменяется, развивается, превращается друг в друга (тот же цикл у-син; закон сохранения энергии, который вроде пока есть, но уже очень под вопросом).
То есть часть или любое свойство этого мира явно оно не всегда присутствовало в этом мире, например, та же любовь. Все прекрасно знают — «любовь приходит и проходит».
Таким образом всегда любому явлению уже есть его антипод — его отсутствие.
И если мы не придаем ему должного значения и важности, то понимание, почему явление возникает тоже будет неполным.
Но продолжим на примере понятия «любовь».
Это безбрежный «океан», растворяющий и имеющий в себе все, в том числе и будущую любовь (стихия «вода»).
Помните (по аналогии) у Христа: кто без греха живет — бросьте в меня камень!
Кто знает ТОЧНО на 100% — почему что-то вдруг стало появляться?
Вот это и есть этот элемент. Это еще непроявленное намерение изменяющегося мира.
В нашем примере, это состояние еще не любви и даже не влюбленности — а просто особый интерес к другому на фоне многочисленных обычных отношений, вдруг появился росточек (стихия «дерево»).
Наступает влюбленность, пылкая, эмоциональная и т.п. (стихия «огонь»).
Это элемент ВЫРОЖДЕНИЕ, проявление которого в итоге приведет к уменьшению, исчезновению и потом снова ОТСУТСТВИЮ.
Вы не находите общее с древним знанием – циклом у-син?
- 5 этапов развития – 5 элементов, принципиально различающихся между собой;
- определенная последовательность элементов и передача энергии в развитии.
Краткий вывод
Рассмотренный вариант цикла развития является основой методологии пентадной логики или просто коротко ПЕНТАДА.
Любое событие, явление подвластно циклу развития и это дает основания рассматривать их уже с более жизненной позиции в развертке по времени, в привязке к внешнему миру и другим элементам системы.
Такой подход возможно в начале кажется гораздо более сложным, чем обычное простое описание либо дуальное статичное рассмотрение. Но на самом деле мышление в такой логике преобразует наше часто поверхностное, дуальное восприятие и все получается гораздо РЕАЛЬНЕЕ (дело только за практикой — один мой знакомый психолог уже начал в лекции студентам вносить темы, рассматриваемые в пентадной логике).
Но это уже тема следующей статьи «Где зарыто то, не знаю что», в которой я расскажу:
- что ЕЩЕ спрятано в цикле у-син?
- почему 5 элементов НЕ всегда образуют пентаду?
- неявные свойства пентадной системы;
- свойства и соотношения элементов пентады;
- как начать мыслить и воспринимать по-новому и что это даст.
А завершит трилогию статья о нас любимых, о человеках, о проявлении пентады в нашей жизни «Неужели я столько всего пропускаю?»
Итак, вопрос заголовка статьи: пять лучше двух?
Что выбираете Вы?